Нарушение интеллекта
Общие сведения
Ителлект в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от мышления до восприятия и воображения. Эта основная форма познания действительности. При нарушениях интеллекта происходит органическое поражение головного мозга. Для количественной оценки интелекта существуют специальные тесты. Широкое распространение получили:
-
Векслеровская шкала интеллекта (для взрослых и детей);
-
Тест Станфорд-Бине;
-
Деневрский тест;
-
Шкала раннего речевого развития.
Умстеванная отсталость может быть выражено в форме:
-
легкой (IQ составляет 55-70).;
-
умеренной (IQ составляет 45-55);
-
тяжелой (IQ составляет 25-45).
При легкой форме умственной отсталости у больного сохраняется способность к обучению. К данной категории относится 75% умственно отсталых лиц. По уровню развития не превышают знания четветрого класса школы. При определенной опеке способны к самостоятельной жизни.
Умеренная умственная отсталость позволяет больному тренировать некоторые навыки:
-
самообслуживание;
-
работа в мастерской;
-
начальные навыки образования.
Однако, достигнуть существенных успехов в образовании эта група умственно отсталых не может. Больные живут в специальной семье или учреждении под присмотром специалистов. Группа включает 20% от всех умственно отсталых больных.
При тяжелой умственной отсталости больные полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки социализации остаются безуспешными. Эта группа включает не более 5% всех умственно отсталых лиц. Данная классификация применялась много лет. Однако, в последние годы была предложена другая классификация, в соответствии с которой умственную отсталость делят на две степени:
-
легкую (IQ - 50-70):
-
тяжелую (IQ ниже 50).
Оценка интеллекта методом тестирования обладает многими недостатками:
-
Результаты тестов плохо воспроизводимы;
-
В тестах не учитываются особенности культурного и социального окружения, образовательный уровень;
-
Не учитывается наличие или отсутствие заинтересованности и мотивации.
Несмотря на все недостатки, психологическое тестирование является единственным научным методом оценки интеллекта человека.
Причины нарушения интеллекта
Недоразвитие интеллектуальных функций возникает в результате разнообразных факторов, которые влияют на процесс созревания мозга ребенка. Заболевания, которые проявляются нарушениями интеллекта:
-
Дегенеративные заболевания мозга;
-
Болезнь Альцгеймера;
-
Болезнь Паркинсона;
-
Хроническая гидроцефалия;
-
Болезнь Гентингтона;
-
Вирусный энцефалит.
Крое того, причиной может стать авитаминоз, психические заболевания и депрессия. Авитаминозы:
-
Пеллагра;
-
Синдром Вернике-Корсакова;
-
Авитаминоз B12;
-
Эндокринные нарушения (гипотиреоз).
Многие лекарственные препараты могут вызывать интеллектуальные расстройства, напоминающие деменцию.
Причинами развития нарушений интеллекта могут стать:
-
Первичная и вторичная микроцефалия;
-
Нарушения аминокислотного обмена;
-
Нарушения обмена органических кислот и мочевины;
-
Лизосомные болезни;
-
Митохондриальные болезни;
-
Болезнь Ли;
-
Синдром MERRF;
-
Синдром MELAS;
-
синдром Кирнса-Сейра;
-
Болезнь Олперса.
Также причиной заболевания могут быть пероксисомные болезни. Эти заболевания обусловленны множественной недостаточностью пероксисомных ферментов. К ним относятся:
-
синдром Цельвегера (характерны типичные дисморфогенетические проявления);
-
болезнь Рефсума (повышенный уровень фитиновой кислоты в крови)
-
Врожденные инфекции (герпес, краснуха).
-
Внутриутробные повреждающие воздействия (хроническая плацентарная недостаточность, токсикоз, сахарный диабет, нарушения питания, алкоголизм, прием некоторых лекарственных средств).
Среди внутробных повреждений стоит выделить перинательные повреждения мозга, которые могут возникнуть в период родов. К ним, в частности, относятся:
-
гипоксически-ишемические поражения;
-
травмы;
-
инфекции;
-
токсические и метаболические расстройства.
Среди других стойких неврологических расстройств, развивающихся в перинатальный (или послеродовый) период, выделяют менингит, гипогликемию, билирубиновая энцефалопатию. Постнатальные причины умственной отсталости включают черепно-мозговую травмы, инфекции ЦНС, гипоксически-ишемические повреждения, опухоли ЦНС, токсические и метаболические расстройства.
Детский церебральный паралич развивается у недоношенных детей. Это хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся выраженными двигательными нарушениями, часто сочетающимися с эпилептическими припадками и умственной отсталостью. В зависимости от неврологических симптомов выделяют следующие формы детского церебрального паралича:
-
спастическую;
-
хореоатетозную;
-
атаксическую;
-
смешанную.
Двигательные расстройства могут проявляться ко второму году жизни ребенка, что значительно затрудняет врачу постановку диагноза. Важная причина детского церебрального паралича: недоношенность и ее осложнения. У доношенных детский это заболевание обычно обусловлено внутриутробными факторами.
Нарушение интеллекта в зрелом возрасте
Деменция является приобретенной формой слабоумия, которая характеризируется стойким снижением познавательной деятельности с утратой в разной степени ранее усвоенных знаний. Помимо утраты знаний и навыков, возникают затруднения с приобретением новых. В отличии от врожденной умственной отсталости, деменция - это распад психических функций. В народе сенильная деменция носит название старческий маразм. По месту локализации врачи выделяют деменцию:
-
корковую;
-
подкорковую;
-
корково-подкорковую;
-
мультифокальную.
Симптомы заболевания могут быть следующими:
-
Нарушение кратковременной и долговременной памяти;
-
Нарушение абстрактного мышления;
-
Нарушение критики;
-
личностные изменения;
-
социальная дезадаптация.
Основная классификация деменций позднего возраста:
-
сосудистые деменции (церебральный атеросклероз);
-
атрофические деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика);
-
смешанные.
Разновидности синдромов заболевания:
- Тотальное слабоумие. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности).
- Лакунарное слабоумие. Прогрессирующая и фиксационная амнезия. Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важные вещи в дневник. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность.
Исследование, проведенное в 2013 году специалистами Института медицинских наук Низама в Индии выявило, что использование двух языков в ежедневной речи, а также знание иностранного языка действительно может задержать развитие деменции. Анализ медицинских записей 648 случаев заболевания деменцией показал, что у тех, кто разговаривает на двух языках и больше, деменция развивается в среднем на 4,5 года позже, чем у тех, кто разговаривает только на одном языке.