Нарушение звукопроизношения
Общие сведения
Звукопроизношение это процесс образования речевых звуков, которое осуществляется дыхательным, голосообразовательным и резонаторным отделом речевого аппарата при регуляции со стороны ЦНС. Нарушение звукопроизношения включает такие нозологические формы как дислалия, ринолалия, дизартрич и афазия. Нарушения дифференцируют с диалектным говором и неправильным произношением.
Дислалия это нарушение звукопроизношения, которое возникает при анатомических дефектах артикулярного аппарата, а также в следствии функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах. Также причинами нарушений могут быть неблагоприятные социально-психологические условия. "Стертая" дизартрия это нарушение произношения, которое сопровождается неточностью и ограниченностью объема движений артикуляров. Также при "стертой" дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса.
При открытой ринолалии происходит нарушение звукопроизношения, гнусавость речи при врожденных дефектах верхней губы, твердого и мягкого неба. Неполноценность глоточного затвора приводит к гипертрофии корня задних отделов языка и к образованию согласных звуков гортанно-глоточной области со спецефическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.
Причинами нарушения произношения могут стать:
- дефекты строения речевого аппарата (неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);
- неправильное воспитание речи ребенка в семье;
- подражание неправильной речи;
- двуязычие в семье;
- снижение физиологического слуха.
Дизартрию и анартрию также вызывают органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка или на мозг взрослого человека:
- внутриутробные поражения плода;
- родовые травмы (например, асфиксия);
- несовместимость матери и плода по резус-фактору;
- инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты);
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма.
Нарушения звукопроизношения практически всегда устранимые. Самое главное в исправлении нарушений правильно определить причины дефекта речи. Каждой причине соответствует конкретный способ коррекции. Кроме того, диагноз «дизартрия» ставит логопед, назначая медикаментозное лечение. Таким образом, устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный характер.
Виды нарушений звукопроизношения
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего происходят нарушения простых про способу артикуляции м, н, т, п. Чаще нарушается произношение звуков:
- сонорных (р, л);
- свистящих (с, з, ц);
- шипящих (ш, ж, щ, ч).
Мягкие пары этих согласных произносят правильно, так как они просты в артикуляции (по сравнению с твердыми вариантами). У детей обычно ожет нарушаться только одна группа звуков. К примеру, только шипящие или только заднеязычне звуки. Такое нарушение звукопроизношения определяется как частичное. При сложних нарушениях возникают проблемы сразу с несколькими группами звуков: шипящими, свистящими, сонорными.
Выделяют три формы нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим.
Причина искаженного произношения кроется в нарушении артикуляционной моторики. также ребенок не способен правильно выполнить движение артикуляционным апаратом (язык). В результате звуки искажатся или произносятся неточно. Подобные нарушения являются фонетическими. Также одной из причин заменв звуков может быть недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. В результате, дети не способны услышать разницу между звуком и его заменителем. Также бывают случаи, кога у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой могут искажаться. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д, а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Нарушения групп звуков (фонетические/фонематические):
- сигматизмы/парасигматизмы (звук с);
- ламбдацизмы/параламбдацизмы (звуки л и л`);
- ротацизмы/параротацизмы (звуки р и р`);
- йотацизмы/парайотацизмы (звук й);
- каппацизмы/паракаппацизмы (звук к).
Нарушения групп звонких и мягких звуков: дефекты озвончения и дефекты смягчения). Все разновидности нарушений в произношений имеют свои способы исправления. Также логопеды различают три уровня нарушений:
- Первый уровень. Ребенок не способен самостоятельно произнести звук во фразовой речи или в отдельных словах.
- Второй уровень. Способность произносить звук изолированно или в простых словах.
- Третий уровень. Смешиванние звука в речевом потоке, но имеется возможность его произнести.
Исправление нарушений произношения
В зависимости от уровня произношения звука, логопед определяет работу с пациентом. Она может быть следующей:
- постановка звука (первый уровень);
- ввод звука в речь до состояния автоматизации (второй уровень);
- проведение дифференциации с другим звуком (третий уровень).
Нарушение звукопроизношения может проявляться самостоятельно, как дефект речи или быть частью других речевых нарушений (дизартрия, алалия).
В первом случае логопед работает над исправлением произношения звуков. Во втором случае исправляет деффект, в зависимости от особенностей нарушений. Работа над произношением должна начинаться с детского возраста, с 2-3 лет. Коррекция нарушений детским логопедом является обязательной частью полноценного развития ребенка. Работа специалиста направлена на развитие речи ребенка, а также на формирование правильного восприятия звуков.